Отправлено 05 Август 2010 - 11:05
Вот ещё интересное мнение с другого форума об обочинах и прочих нарушениях ПДД.
Вы лучше вот над чем подумайте: почему один и те же люди совершенно по разному ведут себя за рулем в России и, скажем, в Финляндии? Даю подсказку - дело совсем-совсем не в менталитете. Чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть, как ведут фины, пересекая границу. Менталитет-то одинаковый, на поверку.
Дело как-раз в эгоизме. Который товарищ Лушников с какого-то перепугу обругал, обозвав "всемнасризмом". А вот если бы Лушников получил бы справку у своего друга доктора Щеглова - то, более чем уверен, открыл бы для себя, что эгоизм - замечательное качество. Ибо именно он, эгоизм, заставляет людей в Финляндии соблюдать правила. Да и вообще - служит, ни много, ни мало - одним из главнейших факторов развития человечества.
Короче, вы пока над этим подумайте, а потом я расскажу - в чем тут фишка. Ничего сложного, на самом-то деле.
Итак, эгоистичный индивид (а это - любой из нас, за исключением матери Терезы, Януша Корчака и других исключений, лишь подтверждающих правило) попадает за руль автомобиля.
У него (у нас, у меня - нужное подчеркнуть) есть две стратегии: можно нарушать правила, а можно не нарушать.
Чем будет продиктован его выбор? Одной единственной вещью - заботой о себе, любимом. С одной стороны, нарушая правила, наш индивид приобретает ощутимые выгоды - он едет быстрее, получает удовольствие и т.п. С другой - в результате нарушения он может понести различные издержки. Как материального (штрафы, аварии), так и чисто физического (увечья и смерть) плана.
Следовательно, эгоистичный индивид выбирает для себя оптимальную стратегию. Чем выше он оценивает риск от наступления издержек (и чем выше этот риск в реальности) - тем меньше отступлений от ПДД он себе позволит. И, соответственно - наоборот.
В любом случае - этот выбор продиктован исключительно заботой о собственном благополучии.
Так, объезжающий пробку по обочине - действительно приезжает на место назначения быстрее. И следовательно - считает подобную стратегию оптимальной.
Стоящий же в пробке "в общем порядке", во первых - полагает издержки от езды по обочине излишне высокими (минус подвеска, минус деньги на возможные штрафы), а во-вторых - не без оснований считает, что если бы все придерживались данной стратегии - то он (не все стоящие в пробке, а именно он, конкретный эгоистичный индивид) - приехал бы на место назначения быстрее.
При этом - и тем и другим действительно насрать на проблемы друг друга. Более того - друг друга они никогда не переубедят. Ибо уступить в данном споре - означало бы отступить от своих эгоистичных интересов, а следовательно - обойти в чем-то себя, любимого.
Теперь уйдем немого в сторону и подумаем - а что же такого загадочного происходит на финской границе, после пересечения которой наши эгоисты резко меняют стратегию?
Все очень просто. У пересекающих границу резко (на несколько порядков) возрастает либо уменьшается цена возможных издержек от нарушения правил.
И дела не только и не столько в абсолютном размере штрафов, сколько в неотвратимости наказания. Думаю, лишние пояснения здесь не требуются.
Вот и все. Именно поэтому русский лихач тошнит по Финляндии, соблюдая все ограничения, а законопослушный фин лихо разворачивается в России через две сплошные. Просто каждому из этих эгоистов так реально удобнее в конкретных обстоятельствах. И насрать они хотели на всех остальных.
Теперь - к главному вопросу. Как забороть проблему езды по обочинам?
Единственно правильный ответ: никак.
Ибо нельзя изменить правила функционирования отдельного участка системы, не затронув при этом всю систему.
А одним из важнейших принципов существующего ныне в России негласного общественного договора является то, что соблюдение четких правил игры (в любой, практически, сфере деятельности) менее выгодно подавляющему большинству эгоистичных индивидов, нежели следование "обходным схемам", различного рода.
Как представляется, проистекает это из самого способа функционирования современной российской экономики, спекулятивной и откатной...
Факт в том, что как только перестанем продавать и начнем производить - исчезнет и проблема обочин. Сама собой. И никто о ней даже не вспомнит.