Поделюсь редким и интересным событием в моей жизни. На днях к нам в "Дилижанс" обратились поисковики для восстановления двигателя с военной полуторки.
Автомобиль ГАЗ-MM (аналог ГАЗ-АА) 1939 года выпуска, участвовал в перевозке грузов в блокадный Ленинград по Дороге жизни. Предположительно зимой 1941 – 1942г., автомобиль попал под обстрел, угодил в полынью и завалившись на бок, ушел под лед. В 2017 был обнаружен поисковиками и извлечен со дна Ладожского озера где-то между Кобоной и Зеленцами. К нам на восстановление попал только двигатель - восстановлением кузова занимаются другие люди.
Довоенная полуторка отличалась от машин построенных в военное время наличием тормозов на передних колесах, переднего бампера, глушителя, крыльями, двумя фарами и ещё некоторыми элементами.
Мотор отмыли от тины и приступили к разборке. К сожалению, первое фото сделал когда мотор уже «лишился» головки блока. Шпильки крепления головки сгнили и при откручивании сразу обломились.
Поскольку мотор имеет нижнее расположение распредвала и клапанов, головка представляет чугунную «крышку» с камерами сгорания и отверстиями под свечи зажигания. На фотографии видно, что камера сгорания находится не над поршнем, а смещена вбок. Низкая степень сжатия 4,2:1 позволяла мотору работать не только на бензине, но и на всем что горит (на керосине, на спирту, на скипидаре).
Рядом с головкой, на столе, диск сцепления, корзина, маховик, выпускной коллектор, картер сцепления. Что удивительно, несмотря на 76 лет проведенных в водах Ладожского озера, почти все детали имеют удовлетворительное состояние и будут восстановлены.
На картере сцепления практически везде белый металл. Довоенный чугун не ржавеет???
Все прокладки аккуратно срезались, чтоб в последствии вырубить новые по образу и подобию.
Маслянную трубку и патрубок время не пощадило. Топливо на полуторке подавалось в карбюратор самотеком от бака под лобовым стеклом кабины. Зато был визуально виден уровень топлива, в кабине стояла прозрачная колба от бака.
Поддон конечно пострадал, но на нем ещё проглядывают следы серебряной краски.
Если посмотреть фото в полный размер, то видно состояние крепежа. Зашплинтованная гайка это крепеж коренных крышек коленчатого вала. Болты проходят блок насквозь и затянуты гайками со шплинтами. При снятии шплинтов сломался только один, остальные можно использовать повторно! (Хотя, безусловно весь крепеж будет заменен на новый.)
После снятия поддона – ил, песок… и дух истории!
Над блоком «возвышается» масляный насос, Ни каких вам масляных каналов и датчиков давления. Этот насос нужен был для подачи и разбрызгивания масла в полости клапанного механизма (смазка стержней, толкателей клапанов и привода трамблера). Насос просто вставлен в отверстие блока и через пружину прижимается поддоном. Простое и надежное крепление! Так же осталась часть масляного щупа, по которой впоследствии можно изготовить новый.
Цельный коленвал, имеет три опоры без отверстий и каналов для смазки. Сальники не предусмотрены. Вместо них набивка, маслоотражательная шайба, маслосгонная насечка. Вкладыши заливные, баббитовые. Технология примерно такая: старый баббит вычищается/выплавляется и в полость вкладыша шатуна или в полость пастели вала заливается баббит (баббит – сплав олова, меди, свинца, сурьмы). Потом происходит расточка/развертка под размер. Для регулировки зазора на стыках крышек использовались «портянки» - тонкие латунные пластины.
На этом фото видны высокие и острые куклачки распредвала. Сам вал так же как и коренные шейки коленвала смазывается самотеком, а вот на шатунах стоят черпачки которые при вращении черпают масло из поддона.
Эмблема производителя «ГАЗ» завод им. Молотова есть на текстолитовой шестерне распредвала и на поршнях. Поршень имел вертикальный разрез юбки для предотвращения теплового «клина» (на фото не видно).
Ну и напоследок фото болтов. Хоть почти все шляпки болтов были повреждены коррозией, все выкрутились плоскогубцами. Коррозии резьбовой части, нет ни где. Вот что значит качественный металл!